Заявление Рогозина о полетах на Crew Dragon обросло неожиданной версией
Возможно, виной всему – финансовый вопрос
Нам всем очень нужен здравый смысл от Роскосмоса. Число бравурных, неполиткорректных и очень противоречивых высказываний со стороны главы госкорпорации Дмитрия Рогозина в последнее время зашкаливает. Теперь дошло даже до разногласий со сказанным его же первым помощником по общению со СМИ Владимиром Устименко и главой Центра подготовки Павлом Власовым.
Те утверждают, что Россия ведет переговоры и даже уже договорилась о полетах наших космонавтов на американских кораблях компании SpaceX Crew Dragon, а Дмитрий Олегович выпалил в Твиттере, что никаких переговоров не ведется: «Нет, не ведем. Зачем? У нас свои корабли есть». Космонавт Сергей Корсаков, чье место 9 апреля в корабле «Союз МС-18» занял Марк Ванде Хай (Корсакову тогда официально пообещали «компенсационный» полет на Crew Dragon), наверное, упал со стула, услышав это.
Странная ситуация, в которой полностью разобраться не может никто. Единственное, что остается — строить версии.
Итак, с чего началась история с доставкой наших космонавтов на американских кораблях? Напомним Дмитрию Олеговичу, что тема перекрестных полетов наших и американских членов экипажа МКС возникла с первого старта пилотируемого корабля компании SpaceX (он состоялся 31 мая 2020 года), спустя 9 лет полетов американцев на МКС исключительно на наших «Союзах».
Подобная схема полетов выглядит разумной — она страхует и наших, и американцев. В случае, если какому-нибудь из экипажей понадобилось бы спешно покинуть станцию, на ней всегда остался бы, как минимум, один представитель от России или США для поддержания работы своего сегмента.
Кроме того, пока у нас идут совместные пилотируемые программы, в интересах безопасности каждый космонавт и астронавт должны знать все корабли, стыкующиеся к станции, и способы управления ими.
Вновь вспомнить про перекрестные полеты пришлось в начале апреля уже в этом году в связи со спешной перетасовкой экипажа корабля «Союз МС-18». Изначально в него входили командир Олег Новицкий, Петр Дубров и Сергей Корсаков. Но Сергея Корсакова отодвинули в сторону, попросили подождать следующего рейса — в связи с просьбой американской стороны уступить ей одно место для американца. NASA пообещали, что взамен отправят его на своем корабле Crew Dragon в ближайшее время.
Вот, что сказал тогда по этому поводу во время беседы со слушателями на радио глава ЦПК Павел Власов: «Скажем так, он – ближайший в очереди на очередной пилотируемый старт. И уже говорилось о том, что мы намереваемся выполнять полеты смешанными составами экипажей. То есть космонавт Роскосмоса на Crew Dragon или другом коммерческом корабле и астронавт NASA на нашем корабле. Вот Сергей – один из первых претендентов, которые полетят на Crew Dragon. И он уже прошел необходимые мероприятия в NASA, нужные для изготовления космического снаряжения».
То есть Корсакову уже скафандр начали готовить. И вдруг Рогозин говорит, что нам этого не нужно!?
Или еще один пример. На днях пресс-секретарь «Роскосмоса» Владимир Устименко также подтвердил радиостанции «Говорит Москва», что корпорация ведет переговоры с NASA о полетах российских космонавтов на кораблях компании SpaceX. «У нас нет графика переговоров или даты их окончания. Как только будут достигнуты договоренности — сообщим. Есть ряд вопросов, которые нужно решить», — сказал Устименко.
Есть также официальное подтверждение NASA о том, что место астронавту из США на российском «Союзе», стартовавшем 9 апреля 2021 года, было предоставлено по контракту с компанией Axiom Space в обмен на место на американском корабле в 2023 году. «В обмен NASA предоставит место на будущем американском корабле, полет которого ожидается в 2023 году в рамках регулярной смены экипажей», — сообщило NASA.
Итак, США и Россия договорились о перекрестном полете. Интересно, при чем тут какой-то посредник – Axiom Space? По словам руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, эта компания потребовалась для того, чтобы подкрепить обещания американской стороны финансово. Коммерческая фирма внесла российской стороне деньги за полет Марка Ванде Хая, которые потом через нее же должны быть возвращены в 2023 году за полет Сергея Корсакова на американском корабле. Получается, что-то вроде залога.
Это, как говорят знающие люди, нормальный способ решения вопроса, когда ни у нас, ни у американцев нет лишних денег. Тем более, что и Илон Маск заявил на днях, что был бы горд отправить российского космонавта на корабле его компании. Кстати, заметим, что стоимость отправки на МКС одного космонавта, по последним данным доходит до 90 млн долларов.
Ну и какой повод нашей стороне выкидывать коленца в данном случае? Ведь до 2025 года, – с этого года Россия намеревается консервировать свой сегмент МКС – нам работать с NASA как минимум еще четыре года.
А теперь внимание — версия. Если подобный «залог» был внесен, и сейчас Рогозин вдруг стал говорить, что мы не заинтересованы ни в каких договоренностях по доставке наших космонавтов американскими кораблями, значит ли это, что в случае, если деньги нашей стороной были получены, то мы просто оставим их себе? А Сергей Корсаков остается на скамейке запасных.
Если честно, такой вариант даже не укладывается в голове.
Источник: www.mk.ru
Свежие комментарии